Звезда по ссылке. Игорь Растеряев выступил в клубе Ikra

Борис Барабанов, газета «Коммерсантъ», № 215/П (4515), 22 ноября 2010 г.


На момент первого большого московского концерта Игоря Растеряева количество просмотров его видеоролика «Комбайнеры» в YouTube составляло 800 тыс. На его счету уже был аншлаговый концерт в Санкт-Петербурге. И все-таки до конца поверить в то, что на повестке дня — новое интернет-чудо, Борису Барабанову было сложно, пока он не отправился субботним вечером в «Икру».

 

 

У дверей клуба под мокрым снегом волновалась толпа зрителей, вызывавшая воспоминания о первых здешних выступлениях Петра Налича или группы Fleur. Можно было предположить, что это фанаты группы «Ранетки» — ее экс-участница Лера Козлова выступала здесь в этот же вечер, несколькими часами раньше. Однако когда госпожа Козлова раздала все автографы и уехала, народу меньше не стало. На окошке кассы висело объявление: «Игорь Растеряев. Билетов нет» И приписка, видимо, для поклонников, не говорящих по-русски: «Sold out».

 

Сложно себе представить, что в творчестве петербургского актера Растеряева мог найти для себя гость России, однако иностранцев в толпе у входа корреспондент «Ъ» тоже обнаружил. Но больше его все-таки поразили и тронули молодые люди в русских народных костюмах, видимо, взятых напрокат в каком-то фольклорном танцевальном коллективе. Очередь то и дело превращалась в импровизированный хор, исполняющий произведения героя вечера.

 

Игорь Растеряев сидел на авансцене с гармонью. Конферанс осуществлял мужчина в красной кепке с повадками Промокашки. В начале концерта был брошен клич: «Присылайте записки с вопросами». Надо было понимать так, что на полноценную программу песен у актера не хватает, и приходится добивать хронометраж разговорами. В конце вечера он действительно исполнил свои интернет-шлягеры «Комбайнеры» и «Русская дорога» по второму разу. Однако песен в багаже тридцатилетнего актера все же достаточно, например, для того чтобы уже на четвертом концерте в своей жизни (каковым по счету было выступление в Москве) с некоторыми распрощаться навсегда. Исполнитель сообщил публике, что не хочет больше исполнять матерные песни «из раннего» и сейчас споет их в последний раз. Как и следовало ожидать, произведения «Каючина» и «Мозгодротка» вызвали прилив всеобщего восторга, публика пела в унисон с автором. Будет жаль, если он и вправду перестанет исполнять эти легкомысленные студенческие вещи — они составляют в программе прекрасный противовес «патриотическим» текстам, которые, собственно, и прославили господина Растеряева.


Стиль Игоря Растеряева можно было бы охарактеризовать как нечто промежуточное между «Любэ», «Сектором Газа» и «Нолем». Певец сейчас работает над самыми первыми студийными записями, и будет очень грустно, если органику простого исполнения под гармонь нарушат какие-нибудь «настоящие аранжировки». Вот сейчас все сбалансировано практически идеально. Сидит парень с простым русским лицом, растягивает меха, и практически не меняя последовательность аккордов, исполняет зарисовки на тему деревенской жизни, знакомой ему по частым поездкам в Волгоградскую область к родственникам. Между песнями общается с залом: отвечает на записки и вопросы конферансье, рассказывает истории о студенческой юности, поминает многочисленных друзей, имена которых отлично знакомы уже и его фанатам. То есть интервью с ним не имеет смысла, все его выступление — одно сплошное интервью. Вероятно, так и должно выглядеть русское stand-up comedy — жанр, который так и не прижился в наших клубах именно потому, что артисты так и не научились напрямую общаться со зрителями. Так что разговоры в программе Игоря Растеряева как раз на своем месте. А еще есть номера «оригинального жанра», которыми он зарабатывал до своего неожиданного интернет-успеха. Например, музыкальное произведение в стиле, наверное, техно, исполненное при помощи наполненной водой железной фляги и губ. Публика, естественно, поинтересовалась, не водка ли там, но это скорее была игра в поддавки. Поклонники отлично знают, что господин Растеряев давно «в завязке».

 

Легче всего было бы предположить, что успех Игоря Растеряева, как и успех любого интернет-мема, связан с тем, что люди, которые «постят» его ролики у себя в дневниках, нашли очередной объект тихого глумления, вроде Николая Воронова («Белая стрекоза любви») или Юры Демидовича («Волшебный кролик»). Вот, мол, у угнетаемого начальством офисного планктона есть очередной объект насмешек, кто-то заведомо проще и хуже, деревенский алкаш, поющий про «комбайнеров, трактористов, грузчиков арбузных фур», которые «не являются мечтой гламурных дур». Но, кажется, дело серьезнее. Игорь Растеряев не играет в деревенщину и не скрывает, что сам — человек в общем-то городской и, можно сказать, богемный. В «Икре» часто звучали слова «Россия», «родина», «друзья», «армия», и корреспондент «Ъ» за весь вечер ни разу не уловил фальши. К тому же певец отлично справился с кавер-версиями, например, с песнями «Просвистела» ДДТ и «Будь как дома, путник» «Короля и шута». Показалось, что у тех, кто их сочинял, в голове и вправду прежде всего звучала гармонь, а уже потом появился «рок-н-ролл».

 

Крайне интересно, что будет с Игорем Растеряевым дальше. У него, несомненно, отличное будущее на корпоративах и заказниках, в том числе самого радикального толка, в банях с «пацанами», например. За него наверняка попытаются ухватиться патриотические молодежные движения, ищущие себе героев. Его могут начать приглашать в юмористические программы на ТВ, где он тоже будет к месту. И все равно это будет не совсем то, что Игорь показал в «Икре». Кстати, что-то похожее на ажиотаж уже происходит. На концерт Игоря Растеряева в «Икру» собирались, например, люди из Gala Records и из кинокомпании «Базилевс». Посмотрим, как он со всем этим справится.