Игорь Растеряев: "Деревня есть первооснова всего, это фундамент любой страны и цивилизации"

Фонд "Русский Мир", 25.01.2011г.

 

Игорь Растеряев – автор и исполнитель нескольких песен, которые      прошлой осенью буквально взорвали Рунет. Исполняемые никому ранее не  известным гармонистом-самоучкой «Комбайнёры», «Ромашки», «Русская  дорога» стали хитами благодаря видеороликам, обнародованным его  другом-комбайнёром. Подкупала искренность песен, исполненных, как казалось, простым деревенским пареньком для своих друзей. Потом стало известно, что Игорь – на самом деле петербуржец, актёр театра «Буфф», однако это никак не снизило его популярности. В песнях Растеряева нет лукавства – он вырос в деревне на хуторе Раковка (Волгоградской области), и, по его собственным словам, это его вторая родина. Как «певца деревни» и здоровых мужских ценностей, творчество которого максимально противостоит гламурной эстраде, его и полюбила публика. Стиль Растеряева самобытен, однако часто – и это вряд ли случайно – его сравнивают с Владимиром Высоцким, годовщина смерти которого отмечается сегодня. О силе таланта судить не берёмся, однако это сравнение кажется уместным...

 

– Игорь, Ваши песни в большинстве своём посвящены, скажем так, негородскому миру. «Русская дорога», «Комбайнёры», «Ромашки», «Раковка»… Отчего так сложилось, Вы ведь из Петербурга?


– О хуторской жизни пишу оттого, что значительную часть жизни там прожил. Пусть это было лишь летом и иногда зимами, но так получилось, что связь с медведицкими местами с детства была очень сильной. Поэтому у меня две Родины – Питер и Медведица.

 

– Получается, Вы живёте «на два дома», но только один из них – любимый?


– Деревня есть первооснова всего, это фундамент любой страны и цивилизации. Однако жить там сейчас я бы не стал. Профессия у меня недеревенская и больно мне нравится.


Вы понимаете, и в городе, и в деревне есть как образованные люди с богатым внутренним миром, так и алкаши. И те, кто читает Анну Каренину, как пастух Владимир Буравлев, и такие, кто принципиально не встаёт с кровати, пока ему не поднесут стакан самогона, ибо не видит без него смысла в каких-либо телодвижениях вообще. Беда нашей страны в том, что моя мама, живя в Санкт-Петербурге, столице клюквы и болот, варит мне морс из польской огромной клюквы, и в том, что телевизор отупляет людей до уровня растений.

 

– У нас немного исполнителей, тем более популярных, играющих на самых «русских» инструментах – гармони, баяне. Я помню только одного – великолепного Фёдора Чистякова. Вы самоучка?


– «Настоящий индеец» Чистяков мне симпатичен. На гармони я учился играть у магазина в Раковке (хутор Раковка Волгоградской области, откуда родом отец Игоря. – Прим. ред.). Хотя азы мне дал однокурсник Андрей Аверков из Йошкар-Олы. Мы учились на первом курсе театралки (Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. – Прим. ред.), и я тренировался на гармошке самоучкой – в музыкальную школу никогда не ходил и не знаю ни одной ноты.

 

– Ещё несколько месяцев тому назад Вы и не предполагали, насколько популярными станут Ваши песни. Теперь у Вас, вероятно, новая жизнь и новая работа?


– Работа у меня прежняя – я там же, в Буффе (театр «Буфф». – Прим. ред.). Волка вот играл совсем недавно – в новогоднюю компанию, детей веселил. За пять месяцев жизнь изменилась кардинально – в основном за сч`n необычных встреч и разъездов. И очень много новой информации, но и многое про себя понял тоже. Появилась возможность наблюдать, как сам отвечаешь себе и миру на вопрос: кто ты? для чего ты?

 

– Сейчас у Вас пока есть только один неофициальный сборник «Казачья», но Вы работаете над студийными записями первого альбома. Скоро ли он появится? Там будут новые песни?


– 5 февраля состоится концерт в Москве и презентация альбома, куда вошла одна новая песня. Вторую не успел дописать, но неровен час – напишется.

 

– Вы как-то оцениваете собственные песни? Есть, по Вашему мнению, более любимые, ну, или удачные, чем другие?


– Я не ранжирую. Они разные и создавались по-разному. Где-то текст был изначально, где-то (как в «Казачьей») музыка. И ранние песни, которые не войдут в альбом, мне очень дороги – они матерные, но очень правдивые и искренние! Главное для меня, чтоб понравилось мне, папе, маме и друзьям.

 

– Некоторое время назад Федеральное агентство по делам молодёжи предложило Вам снять клип к «Комбайнёрам». Предложение вполне понятно, учитывая содержание песни. А ещё какие-то предложения от госструктур поступали?


– С Федеральным агентством по делам молодёжи я прекратил сотрудничество. Клип был снят великолепным клипмейкером, снят шикарно, но не про то. Ещё предлагала поддержку некая партия, от этого я тоже отказался. Больше пока предложений не поступало.

 

– «Русская» тема сейчас в моде. Про это говорят, об этом пишут. Особенно после известных событий на Манежной. А Ваши песни очень хорошо «ложатся» в этот дискурс. Политика Вас привлекает в каком-то виде?


– Во время тех событий я был в Глинище (ещё один хутор, где проводит время Игорь. – Прим. ред.) с «Русским репортёром». Осведомлён поэтому мало. Но ребята из «Русского репортёра» это горячо обсуждали. Хочу быть вне политики и вне партий. Я аполитичен, но не равнодушен.