Игорь Растеряев в Новосибирске: «У каждой гламурной девочки найдется бабушка-доярка!»

"Комсомольская правда", Владимир Игошин, 01.03.2011г.

 

Музыкальная Интернет-звезда и «совесть ютуба»  рассказал «Комсомолке» о чужих знаменах, под  которые его тащат, поведал о своих взглядах на  гламур и канал прямой связи с богом.

 

 Вечером в субботу 26 февраля в кабаре-кафе  «Бродячая собака» в Новосибирске выступил  Игорь Растеряев. Его видеоролики с видео песен  «Комбайнеры», «Ромашки», «Казачья» и другие  взорвали Интернет. Количество просмотров давно  перевалило за миллион. Блоггеры уже прозвали  Игоря «совестью ютуба» и считают народным  героем.

 

 Игорь – музыкант-самоучка, актер питерского театра «Буфф». Он поет под гармонь трогательные, задушевные, порой надрывные песни о своей малой родине – казачих хуторах Раковка и Глинище в Волгоградской области, где по сей день живут его родственники.

 

«Вырос на песнях Высоцкого»


Игорь Растеряев для многих стал настоящим откровением – он с таким драйвом молотит на своей гармошке, что поневоле хочется сравнить его со многими знаменитыми музыкантами. Блоггеры уже сейчас считают 30-летнего Растеряева, который едва записал свой первый 27-минутный альбом «Русская дорога», живой легендой уровня Владимира Высоцкого, Федора Чистякова или Джима Моррисона.


- Игорь, а кто-то из этих троих вам близок как музыкант? – спросили журналисты «Комсомолки» у Растеряева.
 

- Вырос я на Высоцком, это точно. У меня был «бобинник» – марки «Астра», магнитофон появился поздно – в 15 лет. Поэтому я вынужден был слушать хорошую музыку – Высоцкого, Розенбаума. Группу «Ноль» знаю – «Песня настоящего индейца», «Человек и кошка», «Иду, курю», эти песни мне нравятся. Моррисон? Не знаю такого.

 

- Ну как же? Группа Doors!..


- Название я слышал, но не слушал никогда. Может что-то слышал, но не знаю, что это Doors. Вообще, я слушаю все, что слушала молодежь 90-х, к которой я себя отношу: и русский рок, и более легкую музыку. Все, на чем люди росли, на том же и я рос, никаких изысков точно не было.

 

Об Интернете и гражданской позиции


Сам Игорь Растеряев не раз признавался, что об Интернете знает мало, а все ролики в Интернет выкладывает его друг – Леха Ляхов, такой же фольклорный герой, как сам Растеряев. Впрочем, Игорь рассказал, так и не стал настоящим Интернет-пользователем. Кроме страницы социальной сети vkontakte и сервиса Pogoda.yandex, он редко пользуется возможностями глобальной паутины.

 

- Леха Ляхов сам снимает все ролики, в том числе с телефона, и он же выкладывает на Youtube. Он же все это распространяет.., – сказал Игорь.

 

- А его-то нет здесь? Или Вовки Буравлева? (сосед Растеряева в деревне, прототип героя знаменитой песни «Комбайнеры» – прим. «КП»), – спросили мы.


- Леха Ляхов в Москве живет. А Вовка Буравлев только один раз был в Москве на концерте, ему не понравилось, уехал обратно в Глинище. Если только концерт будет в Волгограде, может, туда выберется. Туда, мне кажется, много раковских поедет.

 

- Игорь, сейчас стало очевидным, что вы становитесь неким знаменем патриотических сил…


- Это все ощущения других людей, за которые я не несу никакой ответственности и комментировать их не могу. Кому-то кажется так, кому-то по-другому.

 

- Но все-таки в поколении 30-летних появляются люди, которые благодаря Интернету становятся известными. Например, Егор Бычков, который на Урале лечил наркоманов, а его посадили…


- Я слабо информированный человек, газеты читаю редко, особенно в последнее время.

 

- А как узнаете, что в мире делается?


- Люди сказывают, – загадочно улыбнулся Растеряев. – Сейчас вот узнал про Егора Бычкова. Слухами земля полнится.

 

- Ваше отношение к всплеску граданственности в стране: история с Химкинским лесом, движение «синих ведерок»?


- Честно скажу, я до «Комбайнеров» не был человеком с ярко выраженной гражданской позицией. В связи с моими песнями, творчеством, меня тянут под какие-то знамена, что для меня не характерно. Ставить меня во главу каких-то движений, чтобы я кого-то вел за собой, бессмысленно. Я никогда не обсуждал никаких кворумов, не делал заявлений, выступлений. Я жил простой человеческой жизнью. И хотел бы жить так и дальше – всю жизнь пройти под собственными знаменами, со своими убеждениями. Возглавлять какие-то партии, являться светочем и маяком я никогда не стремился. Мне неинтересно. Мне бы вот спеть нормально песенку, концерт, чтобы людям понравилось. Если у них в душе что-то ворохнется, уже хорошо.

 

- Игорь, а что написано на ваших собственных знаменах, а не тех, под которые вас тащат?


- Сиди себе в хуторе Глинище, лови сомов, иногда голавлей, с корешем Лехой Ляховым. Тут все просто, не нужно ничего придумывать, – никаких воздушных замков. Все это лажа! Жить нормальной жизнью, как все люди, – работа, дом, друзья, семья, отдых…

 

Рубаха-парень или тонкий математик?


Сейчас многие задаются вопросом: кто же такой Игорь Растеряев? Почему он стал так популярен и рвет душу тысячам поклонников своими незатейливыми песнями и пронзительными переливали гармони? Действительно ли он тот самый рубаха-парень, как говорится, свой в доску, «кореш Лехи Ляхова и сосед Вовки Буравлева», как любит себя именовать сам Растеряев? Или же тонкий математик, сумевший до мелочей просчитать ностальгические чувства соотечественников, которые провели детство в деревнях, а сейчас живут в мегаполисах? Впрочем, об этом мы спросили самого Игоря вопросом в лоб…

 

- Игорь, сколько в том, что вы сайчас говорите актерства? Если по-честному? Ведь вы же актер, артист!..


- Артисты могут и соврать, и сыграть. Я даже не знаю, что ответить: «нет, ребята, я честный, верьте мне», или «знаете, процента на 73 это правда».

 

- Насколько случайно появился образ «парня из народа»?


- Нет никакого образа. Я именно такой, какой есть, всегда таким был. Просто сейчас произошла некая «засветка» – в августе прошлого года. Песня «Комбайнеры» – старая, ей тот момент было года два. Если посмотреть более раннее творчество, когда я учился в театральном институте, мы писали коротенькие рассказики. Темы были такими же, ничего в моей жизни принципиально не изменилось, просто об этом узнало больше народа. Чем раньше занимался, тем и сейчас. Может, на более качественном уровне – в силу возраста, опыта. В Раковке удивились этой шумихе, что журналисты понаехали: и моя гармошка, и «Комбайнеры» – обычная жизнь, из детства пошло.

 

- Существует мнение, что большой размер вашей аудитории составляют те самые вчерашние комбайнеры, которые уехали в города и стали «офисным планктоном» и менеджерами среднего звена. Они как бы ностальгируют по тому, к чему вы их вовзращаете своими песнями – детству в деревне.


- Думаю, что нет никакого «офисного планктона», как и гламура. Все это напускное, поверхностное, сдувается или стирается. С кем бы мне не приходилось разговаривать, включая «офисный планктон», все говорили: «Знаешь, я тоже детство в деревне провел. У меня батя в деревне, дед-комбайнер!». Со времен Советского Союза не так много времени прошло, и общество у нас достаточно однородное по своему происхождению – рабоче-крестьянскому. Копни любую гламурную девочку, окажется, что у нее бабушка-доярка или ветеран труда!..

 

- Вас иногда называют борцом с гламуром. Что думаете об этом?


- Я не знаю, что это такое, я даже не сталкивался с гламуром. Зачем мне с ним бороться? Я не против гламура, а за мозговую и душевную деятельность.

 

Про творчество и канал связи с богом


Игорь Растеряев признался нам, что тур по трем городам Сибири: Томск, Новосибирск, Барнаул, – сложился потому, что выпало «окно» – четыре дня. Поэтому для самого Игоря дать за четыре дня три концерта своего рода авантюра.

 

- До этого я, если и выезжал, то один концерт дал, и домой – отдыхать. Я же параллельно работаю в театре «Буфф» в Питере, играю в эпизодах острохарактерные роли, и очень этим доволен. Солдаты, приказчики, алкоголики… – с гордостью сказал Игорь. – Сейчас вот в Новосибирске, и мне тут хорошо. Выспался, наконец-то, впервые за месяц. Погода у вас тут хорошая. Медведя вчера видел бурого в Томске. В клетке, правда…

 

- А с казачьей шашкой вы также ловко обращаетесь так же ловко как с гармонью? – поинтересовались мы у Игоря.


- Песня «Казачья» – историческая, не связана с сегодняшний днем. Песня об ранней истории казаков – XV-XVII веков, когда они постоянно сражались с врагами. Песня навеяна сном. Мы однажды вынуждены были заночевать прямо на земле, кострище отгребли. И мне приснился сон, близкий к песне. Потом выяснилось, что приснился в родовой станице, откуда все Растеряевы пошли корнями. Сам я с шашкой обращаться умею, конечно, но немногим лучше, чем все остальные.

 

- Фамилия Растеряев корнями уходит туда, в Волгоград? Слышал, что у вас есть и финские корни…


- Фамилия казачья, там даже хутор Растеряев был. Растеряевых в Волгоградской области много очень, родственников полно. А мать у меня, действительно, финка. В Питере много финнов живет.

 

- А поклонниц море появилось, наверное?


- Да нет. С поклонницами все не так, как у каких-нибудь сладеньких мальчиков. Чаще мою музыку любят люди брутальные, взрослая аудитория.

 

- Песни как пишете, Игорь? Расскажите, пожалуйста…


- Сначала мелодия появляется. Едешь где-нибудь, напеваешь, на диктофон наговоришь, а если дома – на магнитофон споешь. Потом приходит другая мелодия, песни из двух-трех мелодий состоят. Важно какую-то строчку, вешку найти, от которой плясать. С «Казачей» песней этой вешкой была «заточенной железкою», я знал, что там надо заорать. То, что «Ромашках» изначально было, даже не вошло в песню, но настроение осталось. Метафора «васильки и ромашки» родилась случайно. Темы неожиданно приходят, нет такого, что надо написать вот так. За те два года, что прошли с «Комбайнеров» я ж ничего не писал, но материал музыкальный копился, поэтому в сентябре удалось две песни довольно быстро собрать – «Ромашки» и «Казачью». А «Русская дорога» вообще с нуля появилась: как-то припевчик напелся, потянул за собой тему.

 

- Альбом «Русская дорога» уже издан официально?


- Мы его издали тиражом 5 тысяч экземпляров. Мы с Лехой Ляховым весь тираж выкупили у производителя, потому что юридически я являюсь хозяином фонограмм. Никто этот альбом пока нигде продавать не имеет права. Мы хотим его распространять по почтовой рассылке в разные регионы страны. Именно поэтому мы не хотели отдавать в магазины, чтобы он не осел только в Москве и Питере, а попал в каждый уголок России, куда я, возможно, никогда не приеду с гастролями.

 

- Увлечение гармонью с чего началось: музыкальная школа или театр?


- С первого курса театрального института. Мой однокурсник умел играть на гармошке. И показал мне, как играть. Потом начал сам подбирать – ДДТ «Просвистела», потом другие песни…

 

- Игорь, вот если бы, не дай бог, вам осталось очень мало времени жить, и вы знали об этом. Осталось ровно на то, чтобы написать одну песню и выложить в Интернет? О чем была бы эта песня?


- Тьфу-тьфу-тьфу (суеверно стучит кулаком по столу – прим. «КП»)! Считаю, что темы песен мало зависят от самих людей, которые их пишут. Считаю, что все это идет оттуда (указывает вверх – прим. «КП»), а люди просто проводники. Мне кажется, не стоит переоценивать личностные заслуги людей, которые что-то хорошо умеют делать. Взять, например, Перельмана. Он гений, но так ли велика его заслуга в том, что он доказал теорию Пуанкаре? Просто у него мозг так устроен, данные есть. Если бы я этим занялся, то дальше 2х2=4 я бы все равно не продвинулся. Данность от природы: один рисует шикарно, у другого не получается. И то, что мне удалось написать песни, которые понравились людям, просто идет, сваливается на голову, и надо стараться это передавать. Поэтому я к себе с юмором отношусь, серьезно расфуфыриваться как-то нелепо, смешно. На все воля божья!..

 

«Хороший же парень?!»


После интервью стою у края сцены в переполненной «Бродячей собаке», смотрю на Растеряева. Сибиряки счастливы до безумия впервые в жизни видеть «кореша Лехи Ляхова и соседа Вовки Буравлева», который прогоняет без остановки весь свой альбом «Русская дорога», вставляя небольшие истории для публики. Когда кончаются свои песни, переходит кавер-версии, включая хит «Просвистела» Юрия Шевчука, песенку группы «Король и шут», попсовый шлягер «Малинки». Затем – свои совсем новые, например, «Другу художнику», а потом еще раз – уже на «бис» – звучат старые хиты: «Комбайнеры» с нарезкой из самодельного клипа, «Георгиевская ленточка» и «Русская дорога».

 

Разноликая публика – от молоденьких мальчиков-мажоров до интеллигентных дамочек с кавалерами средних лет – разгоряченно подпевает:

 

//Выпил С2H5OH,//Сел на «Ниву», Ростсельмаш//На ДТ, Дон 500, Т-150,//Покормил перед этим поросят;

 

Увесистых габаритов мужчина, напоминающий серьезных братков из 90-х и персонажей фильмов Алексея Балабанова, встает рядом со мной и тыча пальцем в Растеряева на сцене, спрашивает:

 

- Хороший же парень?!

 

Я киваю и думаю: «Так ли уж важно, сколько в песнях Растеряева актерства и позерства?! Ведь они воспринимаются, как искренние до мурашек по спине! А что еще нужно?». В общем, если бы Растеряева не было, его стоило бы придумать. Хотя он уже и так это сделал. Сам…