Игорь Растеряев: "Не верьте мифам о пьянстве на селе!"

Аргументы и Факты - Волгоград , 24.08.2011

 

 Автор «Песни про комбайнеров» о родном Санкт-Петербурге, о корнях в Волгоградской области и труде хлеборобов.

 

Ровно год назад Рунет буквально взорвала по количеству прослушиваний «Песня про комбайнеров» авторства мало известного тогда артиста из Санкт-Петербурга Игоря Растеряева. Сегодня его песни стали общенародными. Что думает о своём творчестве сам артист? – об этом корреспондент «АиФ» – НП» побеседовал с ним во время короткого визита исполнителя в Волгоград.

 

 

О сути патриотизма


«АиФ» – НП»: – Игорь Вячеславович, ваше творчество, особенно после песни «Георгиевская ленточка», некоторые называют не иначе, как «гламурный патриотизм». Не обидно, когда слышатся подобные оценки?


Игорь Растеряев: – Я  не  знаю, что  такое гламурный  патриотизм. И вообще  побаиваюсь  подобных терминов. Потому что это заросли  словоблудия.  В «Георгиевской ленточке» никого не хотел ни  восхвалять, ни  обличать. Ведь  гораздо  интереснее  что-то  познавать, чем  развешивать  ярлыки  и  махать  шашкой. Вот  и  «…ленточка» – песня  про  то,  что  самое  страшное  событие  истории  замывается  временем, остаётся  в  виде  ленточки  на  антенне  автомобиля, в  виде  концерта  по  телевизору  и  пары-тройки  наиболее  жизнестойких  мифов  о  том  событии. Лично  мне  интересно  всё это  исследовать  и  наблюдать,  ибо  я  из  того  ещё – последнего поколения, кто  лично  успел  пообщаться  в  быту  с  героями  той  войны. Потому что вой­на  для  меня  даже в  запахе  тройного  одеколона, которым  мой  дед  душил  свой  затылок,  а  я  всё  время  его  рассматривал – потому  что  через  этот  затылок  шел  шрам  от  немецкого  осколка.  Даже,  бывает,  кусочек  хлеба  на  столе  я  инстинктивно  оцениваю  с  точки  зрения – больше  или  меньше  он  тех  блокадных  125  граммов. Чисто  бытовые  ощущения. Вообще  военная история – это  интересно. В  нашей стране особенно. Почему-то   все мы с перехлёстом любим делать и изучать. Сначала  фильмы  про  войну снимаем,  где  немцы  выглядят, так  скажем,  недалёкими  людьми.  Потом  с  таким же упоением сами себя  грязью поливаем. В  последние годы вроде опять маятник  чуть назад  качнулся. Вроде  даже  комиссия  создана для того, чтобы отслеживать трактование отечественной истории. Война и Победа – это то, что нас всех объединяет. Нам бы  помимо войны ещё какую-нибудь мирную идею найти! 

 

«АиФ» – НП»: – Никогда, кстати, не задумывались, откуда взялись упорные слухи, что вы волгоградец, а не петербуржец?


И. Р.: – А  у  меня  и  есть  подобное «двойное  гражданство». Корни  мои с  Медведицы. У моего деда, Растеряева Егора Васильевича, есть фотография, которая, на мой взгляд, отражает суть Сталинградской битвы, даёт  ощущение её. Хотя на ней нет ни боёв, ни взрывов, ни трупов. А сделана она как раз после войны. Групповая фотка будущих председателей колхозов, все в косоворотках, а внизу голое поле, в поле маленький одинокий домик, и до горизонта идут трамвайные пути. На доме написано: «Сталинградская сельскохозяйственная академия». То есть войной убрано всё, но первым делом в Сталинграде восстановили эту «сельхозакадемию», чтобы село поднимали.

 

Отражение в поту


«АиФ» – НП»: – На днях вы дали по одному концерту в станице  Раздорской-на-Медведице и  хуторе  Глинище под Михайловкой. Почему тогда ваши волгоградские поклонники обойдены пока вниманием – ни одного концерта на волгоградских площадках?


И. Р.: – Так получилось не специально. Волгоград – мой любимый город, не менее любимый, чем родной Санкт-Петербург. Но как-то здесь не «срастается» с организаторами-устроителями концертов. Выходят ваши устроители на контакт, усиленно приглашают, а потом куда-то ложатся на дно. Не представляю даже, с чем именно это связано. Да  и  мне  надо подгадать,   чтобы  была  суббота,  а  то  родня, те же комбайнеры, не  поедут  в Волгоград из  области. В любом случае мне бы хотелось в будущем исправить такую ситуацию. Думаю,  рано  или  поздно   сделаем. «АиФ» – НП»: – Как прошли ваши концерты в Глинище и Раздорах? И. Р.: – Скажу  так – по  сравнению с Раздорами любой  московский концерт – это  так, несерьёзно.  Раздоры – это  проверка. Два часа подряд  без  микрофонов  и  отдыха, один на один со зрителями на  сцене  Раздорского ДК.  Играю  и  чую,  кто-то  из  гармошки  на  меня  смотрит. В  набежавшую лужу пота глянул, а  там  я сам! Лицо  перекошенное такое, сосредоточенное… Ну, значит, всё  нормально, думаю, значит,  стараюсь.

 

«АиФ» – НП»: – Говорят, на одном из концертов Растеряев был обут в калоши, на другом – в сапогах. Таков сценический образ Растеряева-гармониста?


И. Р.: – Нет, это не сценический образ. В  сапогах – это  в  хуторе Глинище было, на  празднике «День  хутора». Там  прошли  такие  дожди  накануне, что  с  полей  сель  пошел  и  дороги  перемыл. «Уазики»  на  грейдере  застревали. Мой  брат  Василий  Котляров  сунулся  в Глинище через  Черемухов,  песками  не  проехал. Тогда  решил  через  Субботин круг  дать. А в Субботине  пацаны  у  клуба  сидят. Вася  им: «Пацаны,  на  Глинище  проехать  можно?», а  пацаны в ответ: «Вероятность   измеряется  отрицательными  величинами, шансов  ноль. Только  что джип  вернулся». А  брат  Василий  им: «Да  вы  просто  ездить  не  умеете» и  поехал  на  своей  «пятнашке». Все  пролетел   на  злых  скоростях и  уже  у  самого  Глинища  втемяшился  в  сель. А  концерт  уже слышен  прекрасно.  И  вот  они  откапывались,  а  потом  он  всех  пассажиров  в  одних  трусах  из  салона  выгнал, чтоб  толкали.  Толкают они  и  заодно мой концерт  слушают, а  я  как  раз  «Русскую  дорогу»  играю. Такое совпадение…

 

«АиФ» – НП»: – А на самом комбайне приходилось работать?


И. Р.: – Сейчас  буду  хвастать. Этим летом  косил. Помогал своим  родственникам-фермерам в Раковке снимать урожай. Работал вместе с замечательными комбайнерами, которых зовут Марс Ахунов и Ринат Султанов, а также  с  лучшим  водителем  ЗИЛа Пашей  Перепелицыным. И  под  вариатор  лазил, и  ремни  половинил  сегментом  косы. Скажу  одно, как говорят комбайнеры, в  загонку  захожу  ровно, то есть кошу  без  огрехов. Лично вот этими руками дал Родине шестьдесят пять тонн зерна.

 

Шоу хуторам не нужно


«АиФ» – НП»: – Наша областная власть сегодня пытается получить «моральные дивиденды» от брендов «Раковка» и «Растеряев». В хуторе Глинище собрались устроить «фестиваль волгоградских комбайнеров». Как сам относишься к идее такого фестиваля?


И. Р.: – Переоцениваете  вы  мою  значимость для  областной  власти. Шучу. А  насчёт  фестиваля…. Если честно, то резко отрицательно отношусь. Ведь что такое подобные фестивали? Не хочу никого обижать, но такие акции – маловразумительная толчея, масса какого-то постороннего народа. Никакого шоу не нужно. На «деревенской» теме, думаю, не стоит спекулировать особо, как и не нужно делать легенды из моего творчества. Это только в телесериалах сегодня можно увидеть вечно полупьяный деревенский, хуторской люд, одетый чуть ли в рваньё. В реальности селяне, хуторяне – самодостаточные  и  очень  умные, сметливые  люди. Очень,  между  прочим,  наблюдательные  и  внимательные. Один  мой  друг  мне  как-то  сказал, с эдаким казачьим говорком: «Ты  им  там  скажи в  городах, нехай  не  думают,  что  на  хуторах  дураки  живуть. Земля, она, милок,  дышить».

 

Справка «АиФ» – НП»

Игорь Растеряев – актёр, музыкант. Родился в 1980 году в Ленинграде, окончил Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства. Играет на гармошке, армейской фляге и т.д. В 2010 году хоум-видео на песню «Комбайнеры» набрало более 1 млн. просмотров на YouTube, подтолкнув Растеряева к написанию серии композиций о российской деревне.