Путник на русской дороге

Нижегородские епархиальные ведомости, Светлана Высоцкая, октябрь, 2011 г.

 

Размышления о творчестве Игоря Растеряева


Количество посмотревших в интернете видеоролики с его песнями превысило два с половиной миллиона. При том что песен у него пока ― не больше десятка, и поет он их просто под гармошку, без спецэффектов. Каждый второй из оставивших комментарии к видеороликам пишет, что слушает эти песни по многу раз ― и они, что удивительно, не надоедают.

А каждый четвертый плачет, и больше половины плачущих ― мужчины зрелого возраста. Они оставляют откровенные комментарии примерно следующего содержания: «Ребята, мне столько лет, а слезы льются, сдержать не могу. Песни разбередили душу». Автора песен зовут Игорь Растеряев. А самые хитовые из них ― «Русская дорога», «Комбайнеры», «Георгиевская ленточка».

 

Завещание от Бога


Мелодика и ритмика растеряевских песен так оригинальны и красивы, их энергетика так светла и животворна, что они захватывают слушателя как ураган, как освежающий в зной ливень. Даже иностранные меломаны в своих комментариях признаются, что очень нравятся им эти песни, они чувствуют в них русский дух, вот только слов не понимают и просят перевести на английский. Но именно слова взбудоражили многих русских людей, разбросанных сегодня по всем материкам и странам нашей планеты.

 

...Вытри слезы, отдохни немного.
Я ― русская дорога...

 

Отходи, а я тебя прикрою 
грязью да водою...

 

...Погоди, утри горючи слезы.
Мы ― русские морозы...

Заморозим, заметем тоскою, 
поманив Москвою...

 

...Запомните загадочный
тактический прием:
Когда мы отступаем ― 
это мы вперед идем!

 

Вместе с холодами и лесами
впереди ― Сусанин.
Просто нам завещана от Бога
русская дорога.

 

Это цитаты из «Русской дороги». Кто бы мог подумать, что такой старомодный героический, патриотический пафос в наше время победившего гедонизма и всеобщей девальвации ценностей окажется близким миллионам людей! Один из русских поклонников Игоря Растеряева, много лет живущий в Европе, написал, что песен с таким содержанием кроме русских никто больше не поет.

 

Вот и неудивительно, что слушают их в Нью-Йорке, Лондоне (куда певца приглашают с концертами), в многочисленных городах Германии (по иронии судьбы «мирно оккупированной» миллионами выходцев из Советского Союза), славянских странах, особенно в Польше (что тоже кажется парадоксальным).

 

Ему шлют слова благодарности с Дальнего Востока, из Казахстана, Чечни, Прибалтики те русские, кто привык, что за последние 20 лет Родина оказалась распроданной и раскроенной на отдельные государства, но не растерял русский боевой дух, жажду жизни и творчества. И украинцы, грузины, белорусы тоже благодарят Игоря Растеряева за песни, вспоминая общую Победу своих отцов и дедов ― бывших граждан одного Отечества, защитивших его от врага ценою жизни.

 

В песнях Игоря Растеряева Россия, русский мир с его трагедиями и озарениями воспеты так искренне, с такой исторически выстраданной правдой, часто горькой, с подытоживанием многовекового русского жизненного опыта, что в них можно услышать голос Твардовского, Есенина, Пушкина, русских бардов и философов. И церковных деятелей тоже, потому что если «нам завещана от Бога русская дорога», то Москва действительно ― третий Рим, и Россия, как писал Рильке, граничит с Богом, в то время как все остальные страны ― друг с другом.

 

О деревне и поросятах


О том, что песни Игоря Растеряева, при поэтической простоте некоторых текстов, взорвали мир современной русской культуры, можно писать много и долго. Кроме того что он онтологически оправдал существование ужасных русских дорог, веками считавшихся одной из национальных бед, он единственный за многие последние годы воспел жителей деревни, получающих за свой тяжелый труд «тыщи три», но не «отмазывающихся от армии родной», которые, когда нужно будет, защитят страну от «натовского отребья».

 

И если в поэзии советского реализма деревенская тема казалась скучной и набившей оскомину, то сегодня, когда тысячи русских юношей дружно поют «Комбайнеров» под гитару и гармошку, она обретает почти античную эпичность, где пастухи и селянки оказываются героями, равными обитателям Олимпа.

 

...сел на «Ниву» («Ростсельмаш»),
На «ДТ», «Дон-500», «Т-150»,
Покормил перед этим поросят.
И пошел зябь пахать,
молотить ячмень:
Будет долгим-долгим-долгим
твой рабочий день.

 

Эта песня посвящается
всем сельским пацанам,
Волгоградским комбайнерам,
трактористам, пастухам, ― 
слава вам!

 

О строчке «Покормил перед этим поросят» ― отдельный разговор. Кому из русских поэтов могло привидеться, что она достойна поэтической судьбы, что легко рифмуется и органично звучит? Невозможно переоценить и ее острый социальный подтекст: в современном цивилизованном мире, где многие городские дети не знают, откуда берутся продукты в магазинах, а сами продукты часто производятся в химических лабораториях, напоминание о животноводстве как одном из видов деятельности человека, благословленном Богом, может показаться открытием космического масштаба.

 

И вообще кажется невероятным, что в российской реальности XXI века, после столетнего изничтожения большевиками русской деревни и крестьянства, вдруг появился молодой человек, воспевший этот почти погибший мир, отдавший ему предпочтение перед городом! При том что сам по большому счету homo urbanus, всю жизнь проживший в Санкт-Петербурге и проводивший летние каникулы в казачьих станицах Волгоградской области.

 

Но самое поразительное в творчестве Игоря Растеряева то, что он оказался на удивление привитым от таких эпидемических вирусов нашего времени, как тщеславие, сребролюбие и гордыня. При той невероятной популярности, которая в одночасье обрушилась на него, его жизнь не превратилась в гонку за миллионными гонорарами, сомнительными богемными удовольствиями и в разжигание фанатских страстей под диктовку гламурных продюсеров.

 

Он по-прежнему остается актером питерского театра «Буфф», куда пришел работать после театрального института. Дает не больше четырех концертов в месяц ― чтобы, как сам говорит, не надоело петь, не затерлось, не оказалось всуе. И не может точно сказать, каким будет его творчество дальше, когда родится новая песня, потому что понимает, что это дается ― свыше.

 

Дух дышит, где хочет, и очищает сосуд, через который действует. Как важно, чтобы этот сосуд насколько можно дольше оставался чистым.