Просто о сложном

Страж Балтики, 14.10.2011г., Андрей Омельченко

 

Недавно Калининград с сольным концертом посетил Игорь Растеряев.

 

Игорь Растеряев - актер, музыкант и поэт. Родился в 1980 году в Ленин­граде. Окончил Санкт-Петербургскую государственную академию теат­рального искусства. Актёр санкт-петербургского театра «Буфф».

В 2010 году снятое видео с песней «Комбайнеры» было размещено на портале YouTube. За 6 месяцев ролик был просмотрен всего 300 раз. А в августе начинается взрывной рост просмотров - за 4 дня ролик посмотре­ли около 300 ООО человек. На сегодняшний день он стал одним из наибо­лее успешных видео в Рунете. В 2010 году видео вошло в десятку самых просматриваемых в России. Всего же видеоролики с песнями в исполне­нии Игоря Растеряева («Русская дорога», «Казачья песня», «Ромашки», «Раковка», «Георгиевская ленточка» и т.д.) собрали только на YouTube на ко­нец сентября 2011 года более 10 миллионов просмотров.

Некоторые песни, исполняемые Растеряевым («Раковка», «Про хутор Глинище», «Метель в Раковке», «Медведица», «Прогулка по городу», «За окном зима и ночь»), написаны другом его отца - поэтом и прозаиком Василием Моховым.

Первый официальный концерт Игоря Растеряева прошёл 23 сентября 2010 года в Москве, в клубе «Контакт». 5 февраля 2011 года был презенто­ван дебютный альбом Игоря «Русская дорога» в клубе «МПк» (Москва). В июле 2011 года Игорю была присуждена независимая музыкальная пре­мия «Степной волк» в номинации «Нечто». 10 июля Растеряев выступил на главной сцене рок-фестиваля «Нашествие».

 

Певец, музыкант, актер, а для эстрад­ных критиков еще и феномен. Его попу­лярность - загадка. Никаких «раскруток» и продюсеров, скандалов и бульварной прессы. Просто - ролик в Интернете. Просто - душевная песня. И миллионы поклонников. Игорь Растеряев поет о том, о чем написано уже столько слов и музыки, что, кажется, добавить нечего. О Великой Отечественной войне и ее жертвах. О миллионах погибших от по­вального пьянства. О жизни российско­го села. Он находит слова, которые попа­дают прямо в сердце. Он просто говорит о сложном. Может быть, в этом секрет его успеха? Или дело в том, что страна устала от «гламура», «попсы», а услышать хочется что-то родное и близкое?

 

-  Игорь, в чем же секрет успеха ва­ших песен?

-  Не знаю. Мне вообще кажется, что это Божий промысел, и я не склонен видеть своей заслуги, как особенного человека и музыканта. Считаю, что просто так сложи­лось.

 

-  Читал историю о том, как вы ре­шили разыскать хутор, который осно­вал ваш предок. Что в итоге?

-  У нас, как гласило семейное предание, был родовой хутор, который основал мой предок - Разтеряев. Потом туда переехал поп, и хутор стал называться Поповским. Под этим названием он потом и фигури­ровал во всех архивных документах. Я по­ехал в Москву к историку Карягину, и у него на старинной карте времен конца XVIII - начала XIX веков обнаружил хутор Разте­ряев. Потом стал поднимать архивы, на­шел своих родственников. Кстати, в ста­рых метриках наша фамилия писалась Разтеряев, через «з», а не через «с». Всего одна буква, утерянная больше века назад в церковных метриках, в корне меняет смысл. Одно дело - растеряха, и совсем другое - человек, который теряет только один раз. В нашем родовом хуторе мы ус­тановили два креста. Дубовый и железный на въезде и выезде из селения. Мы с род­ней стали собираться на этом хуторе раз в два года. В 2011 году было 43 человека. Родственники приехали со всей Волгог­радской области, развели костер, налови­ли сомов, наварили ухи. Те, кто с Дона, при­везли вяленых лещей, виноград, арбузы, дыни. Расстелили все на пологах, расста­вили палатки. В общем, хорошо было.

 

-  Игорь, последнее время участились попытки переписать историю Великой Отечественной войны, замарать под­виг наших отцов и дедов грязью, уводя нас от истины. Как вы к этому относи­тесь?

Тема Великой Отечественной войны - пожалуй, самая табуированная сегодня. Любая попытка взглянуть на события тех лет без ура-патриотизма, воспринимает­ся как государственная измена. Я не скло­нен к тому, чтобы принижать наши заслу­ги. Но поисковики, которые, как мне кажет­ся, разбираются в истории и которых сложно обвинить в том, что они хотят при­низить память о Великой Отечественной, говорят разное. Например, командир од­ного из поисковых отрядов рассказал мне, как наши войска раз за разом кидали на неприступную Синявинскую высоту. Это возле станции «Апраксин», про которую я написал в «Георгиевской ленточке». И по­исковик мне сказал: «Хорошая у тебя пес­ня, но только ты там врешь. Тут бойцы ле­жат не по трое на один квадратный метр, а по десять». Можно ли этого человека, де­лающего благое дело, восстанавливающе­го память о Великой войне, записать в очернители нашей истории? Сегодняшнее отношение к событиям тех великих и скор­бных дней трепетное, восторженное и чуть отстраненное. Мы помним и гордимся, но с каждым поколением эта память уходит. В песне «Георгиевская ленточка» я пытался проанализировать эхо тех лет,  звучащее в нас сегодня. Я лично общался с людьми, пережившими блокаду Ленинграда. Каж­дый день, когда бабушка готовила мне еду, она говорила, какой я богатый мальчик, потому что у меня есть каша, масло, хлеб. И я рос уверенным в том, что я - самый богатый. Дедушка и бабушка сумели мне передать ощущение холодного дыхания войны, ее костлявых пальцев, смыкающих­ся на горле. А у девушки, которая в песне заплела георгиевскую ленточку в косичку, такого ощущения нет. Для нее память о вой­не - то, что ей рассказали на уроке муже­ства. Поэтому День Победы для каждого, видимо, свой.

 

-   Слушая «Комбайнеров», создает­ся впечатление, что вы в этой области серьезный специалист. Самому дово­дилось на комбайне работать?

-  65 тонн зерна нынешним летом вот этими самыми руками дал Родине. Немало пришлось покататься на комбайне. Бук­вально недавно в Раковке выходили с моим другом Марсом на уборку подсолнечника. Вообще, комбайнеры - это такие ребята, знакомством с которыми нужно гордиться. Они могут своими ру­ками сделать букваль­но все из ничего.

 

-   Скажите Игорь, сценический образ гармониста, бесша­башного рубахи-парня пересекается с тем Игорем Расте­ряевым, которого знают все ваши зна­комые?

-   Не думаю, что это какой-то образ. Кста­ти, когда я год назад приехал в Сочи - тог­да у меня еще не было сольных концертов - встал вопрос образа. Меня попросили вый­ти на сцену босиком. Мол, такхотят заказчи­ки. Естественно, я не пошел. Ну кого обма­нывать? Разве ком­байнеры и вообще парни из деревни передвигаются исключительно без обуви? К чему этот лубок, раскрашенный заблужде­ниями об умных людях, которые, между прочим, не любят всякой показухи. Так что и образа, в общем-то, нет. Я - такой, какой есть.

 

-   Игорь, в «Комбайнерах» есть не­сколько нелицеприятных, но радую­щих душу слов про Кондолизу Райе и НАТО. Вам еще не говорили, что вы то­талитарный и недемократичный музыкант?
 
- Честно сказать, когда песню наговаривал­  под гармошку, я понятия не имел, что придется держать ответ за то, что тог­да взбрело в голову. Сейчас, когда разби­рают каждое слово, мне даже становится непонятно - неужели я был таким умным парнем, что вложил какие-то бездны смыс­лов в песню.... Что я на тот момент думал, то и сказал. А демократично это или нет, меня не очень беспокоит.

-  Если песню слушают миллионы, то каждое слово может иметь силу. На­пример, когда в «Комбайнерах» вы по­ете про С2Н5(ОН), то это в определен­ной степени пропаганда употребления спиртного...

-   Не думаю, что песни имеют такое вли­яние на серьезном уровне. Они могут дать толчок к работе души или, например, к ее блокаде. Помню, у меня был сильнейший шок после песни Александра Галича «Вальс, посвященный уставу караульной службы». Я сел на диван и, когда началась песня, замер. Уже заиграла другая, а я все сидел. Меня настолько потрясло это про­изведение, что я месяц не мог слушать «по­псу». Просто на физическом уровне не мог - становилось плохо. Наверное, потому, что я узнал что-то настоящее. Потом все, ко­нечно, сгладилось. Но ощущение прикос­новения к чему-то хорошему, искреннему осталось.

 

-  Некоторые говорят, что Игорь Рас­теряев - это проект, а история про то, что друг снял вашу песню на мобиль­ный телефон, выложил в Интернет, а затем этот клип стал хитом - просто пиар-ход.

-  Если считать моего друга Леху Ляхова  продюсером, а мою мать директором - то да! Тогда я проект.

-  Про Игоря Растеряева пишут мно­го. Вы и музыкант, и актер, и худож­ник, но мало кто говорит, что вы поэт.

-  Музыкант - это попросту лесть. Вряд ли так можно называть человека, который не знает ноты. А вообще, текст это самое сложное. У меня всегда первой рождает­ся мелодия. Она «тащит» музыкальную тему, а потом я, наигрывая ее на гармош­ке, мучительно ищу образы, слова. То есть я играю-играю и знаю, что вот здесь нуж­но заорать «заточенной железкой», а вот тут, например, «я Иван Сусанин!». Пере­бираешь клавиши гармошки и вдруг че­рез ритм и мелодию начинают проры­ваться слова, складываться в строки. На­пример, песня «Ромашки», которую я сей­час исполняю на концертах, ничего обще­го с изначальным вариантом не имеет. Все слова абсолютно другие. Текст - это очень сложно. И над ним идет очень тща­тельная работа. Иной раз целый месяц строчку не можешь придумать. Хочется, чтобы было очень просто, и мысль очень точно выражалась. А это как раз и есть самое сложное. Если начинаешь уходить в заросли словоблудия, то рифма есть, а толку нет.

 

-  Кто-то видит вас музыкантом, кто- то поэтом, а каким вы сами себя види­те со стороны?

-  Обычным. Музыканты, поэты - это все от неправильного ощущения. Людям ка­жется, что человек, который поет песню, и                 есть исходная точка этих произ­ведений. А на самом деле он яв­ляется всего лишь проводником. И я себя позиционирую как про­водника. Тут не нужно из себя что- то великое изображать, потому что этот канал попросту могут пе­рекрыть. Так же, как дали, так же и обратно возьмут. Поэтому нуж­но эту способность нести в себе и стараться беречь, делать все правильно.

 

-  Какие планы на будущее?

-  Пока желания становиться на конвейер нет. Песни рождаются медленно и очень мучительно. Надеюсь, к питерскому концерту, который будет 15 октября, песню соберем.

 

-   И напоследок, что бы вы хотели пожелать читателям нашей газеты и вообще всем военным морякам?

-  Быть начеку! Граница рядом! И успехов всем защитникам Ро­дины!

 

 

-  Спасибо за беседу! Её вёл Андрей Омельченко.