Архив
Просто о сложном
Страж Балтики, 14.10.2011г., Андрей Омельченко
Недавно Калининград с сольным концертом посетил Игорь Растеряев.
Игорь Растеряев - актер, музыкант и поэт. Родился в 1980 году в Ленинграде. Окончил Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства. Актёр санкт-петербургского театра «Буфф».
В 2010 году снятое видео с песней «Комбайнеры» было размещено на портале YouTube. За 6 месяцев ролик был просмотрен всего 300 раз. А в августе начинается взрывной рост просмотров - за 4 дня ролик посмотрели около 300 ООО человек. На сегодняшний день он стал одним из наиболее успешных видео в Рунете. В 2010 году видео вошло в десятку самых просматриваемых в России. Всего же видеоролики с песнями в исполнении Игоря Растеряева («Русская дорога», «Казачья песня», «Ромашки», «Раковка», «Георгиевская ленточка» и т.д.) собрали только на YouTube на конец сентября 2011 года более 10 миллионов просмотров.
Некоторые песни, исполняемые Растеряевым («Раковка», «Про хутор Глинище», «Метель в Раковке», «Медведица», «Прогулка по городу», «За окном зима и ночь»), написаны другом его отца - поэтом и прозаиком Василием Моховым.
Первый официальный концерт Игоря Растеряева прошёл 23 сентября 2010 года в Москве, в клубе «Контакт». 5 февраля 2011 года был презентован дебютный альбом Игоря «Русская дорога» в клубе «МПк» (Москва). В июле 2011 года Игорю была присуждена независимая музыкальная премия «Степной волк» в номинации «Нечто». 10 июля Растеряев выступил на главной сцене рок-фестиваля «Нашествие».
Певец, музыкант, актер, а для эстрадных критиков еще и феномен. Его популярность - загадка. Никаких «раскруток» и продюсеров, скандалов и бульварной прессы. Просто - ролик в Интернете. Просто - душевная песня. И миллионы поклонников. Игорь Растеряев поет о том, о чем написано уже столько слов и музыки, что, кажется, добавить нечего. О Великой Отечественной войне и ее жертвах. О миллионах погибших от повального пьянства. О жизни российского села. Он находит слова, которые попадают прямо в сердце. Он просто говорит о сложном. Может быть, в этом секрет его успеха? Или дело в том, что страна устала от «гламура», «попсы», а услышать хочется что-то родное и близкое?
- Игорь, в чем же секрет успеха ваших песен?
- Не знаю. Мне вообще кажется, что это Божий промысел, и я не склонен видеть своей заслуги, как особенного человека и музыканта. Считаю, что просто так сложилось.
- Читал историю о том, как вы решили разыскать хутор, который основал ваш предок. Что в итоге?
- У нас, как гласило семейное предание, был родовой хутор, который основал мой предок - Разтеряев. Потом туда переехал поп, и хутор стал называться Поповским. Под этим названием он потом и фигурировал во всех архивных документах. Я поехал в Москву к историку Карягину, и у него на старинной карте времен конца XVIII - начала XIX веков обнаружил хутор Разтеряев. Потом стал поднимать архивы, нашел своих родственников. Кстати, в старых метриках наша фамилия писалась Разтеряев, через «з», а не через «с». Всего одна буква, утерянная больше века назад в церковных метриках, в корне меняет смысл. Одно дело - растеряха, и совсем другое - человек, который теряет только один раз. В нашем родовом хуторе мы установили два креста. Дубовый и железный на въезде и выезде из селения. Мы с родней стали собираться на этом хуторе раз в два года. В 2011 году было 43 человека. Родственники приехали со всей Волгоградской области, развели костер, наловили сомов, наварили ухи. Те, кто с Дона, привезли вяленых лещей, виноград, арбузы, дыни. Расстелили все на пологах, расставили палатки. В общем, хорошо было.
- Игорь, последнее время участились попытки переписать историю Великой Отечественной войны, замарать подвиг наших отцов и дедов грязью, уводя нас от истины. Как вы к этому относитесь?
Тема Великой Отечественной войны - пожалуй, самая табуированная сегодня. Любая попытка взглянуть на события тех лет без ура-патриотизма, воспринимается как государственная измена. Я не склонен к тому, чтобы принижать наши заслуги. Но поисковики, которые, как мне кажется, разбираются в истории и которых сложно обвинить в том, что они хотят принизить память о Великой Отечественной, говорят разное. Например, командир одного из поисковых отрядов рассказал мне, как наши войска раз за разом кидали на неприступную Синявинскую высоту. Это возле станции «Апраксин», про которую я написал в «Георгиевской ленточке». И поисковик мне сказал: «Хорошая у тебя песня, но только ты там врешь. Тут бойцы лежат не по трое на один квадратный метр, а по десять». Можно ли этого человека, делающего благое дело, восстанавливающего память о Великой войне, записать в очернители нашей истории? Сегодняшнее отношение к событиям тех великих и скорбных дней трепетное, восторженное и чуть отстраненное. Мы помним и гордимся, но с каждым поколением эта память уходит. В песне «Георгиевская ленточка» я пытался проанализировать эхо тех лет, звучащее в нас сегодня. Я лично общался с людьми, пережившими блокаду Ленинграда. Каждый день, когда бабушка готовила мне еду, она говорила, какой я богатый мальчик, потому что у меня есть каша, масло, хлеб. И я рос уверенным в том, что я - самый богатый. Дедушка и бабушка сумели мне передать ощущение холодного дыхания войны, ее костлявых пальцев, смыкающихся на горле. А у девушки, которая в песне заплела георгиевскую ленточку в косичку, такого ощущения нет. Для нее память о войне - то, что ей рассказали на уроке мужества. Поэтому День Победы для каждого, видимо, свой.
- Слушая «Комбайнеров», создается впечатление, что вы в этой области серьезный специалист. Самому доводилось на комбайне работать?
- 65 тонн зерна нынешним летом вот этими самыми руками дал Родине. Немало пришлось покататься на комбайне. Буквально недавно в Раковке выходили с моим другом Марсом на уборку подсолнечника. Вообще, комбайнеры - это такие ребята, знакомством с которыми нужно гордиться. Они могут своими руками сделать буквально все из ничего.
- Скажите Игорь, сценический образ гармониста, бесшабашного рубахи-парня пересекается с тем Игорем Растеряевым, которого знают все ваши знакомые?
- Не думаю, что это какой-то образ. Кстати, когда я год назад приехал в Сочи - тогда у меня еще не было сольных концертов - встал вопрос образа. Меня попросили выйти на сцену босиком. Мол, такхотят заказчики. Естественно, я не пошел. Ну кого обманывать? Разве комбайнеры и вообще парни из деревни передвигаются исключительно без обуви? К чему этот лубок, раскрашенный заблуждениями об умных людях, которые, между прочим, не любят всякой показухи. Так что и образа, в общем-то, нет. Я - такой, какой есть.
- Честно сказать, когда песню наговаривал под гармошку, я понятия не имел, что придется держать ответ за то, что тогда взбрело в голову. Сейчас, когда разбирают каждое слово, мне даже становится непонятно - неужели я был таким умным парнем, что вложил какие-то бездны смыслов в песню.... Что я на тот момент думал, то и сказал. А демократично это или нет, меня не очень беспокоит.
- Если песню слушают миллионы, то каждое слово может иметь силу. Например, когда в «Комбайнерах» вы поете про С2Н5(ОН), то это в определенной степени пропаганда употребления спиртного...
- Не думаю, что песни имеют такое влияние на серьезном уровне. Они могут дать толчок к работе души или, например, к ее блокаде. Помню, у меня был сильнейший шок после песни Александра Галича «Вальс, посвященный уставу караульной службы». Я сел на диван и, когда началась песня, замер. Уже заиграла другая, а я все сидел. Меня настолько потрясло это произведение, что я месяц не мог слушать «попсу». Просто на физическом уровне не мог - становилось плохо. Наверное, потому, что я узнал что-то настоящее. Потом все, конечно, сгладилось. Но ощущение прикосновения к чему-то хорошему, искреннему осталось.
- Некоторые говорят, что Игорь Растеряев - это проект, а история про то, что друг снял вашу песню на мобильный телефон, выложил в Интернет, а затем этот клип стал хитом - просто пиар-ход.
- Про Игоря Растеряева пишут много. Вы и музыкант, и актер, и художник, но мало кто говорит, что вы поэт.
- Музыкант - это попросту лесть. Вряд ли так можно называть человека, который не знает ноты. А вообще, текст это самое сложное. У меня всегда первой рождается мелодия. Она «тащит» музыкальную тему, а потом я, наигрывая ее на гармошке, мучительно ищу образы, слова. То есть я играю-играю и знаю, что вот здесь нужно заорать «заточенной железкой», а вот тут, например, «я Иван Сусанин!». Перебираешь клавиши гармошки и вдруг через ритм и мелодию начинают прорываться слова, складываться в строки. Например, песня «Ромашки», которую я сейчас исполняю на концертах, ничего общего с изначальным вариантом не имеет. Все слова абсолютно другие. Текст - это очень сложно. И над ним идет очень тщательная работа. Иной раз целый месяц строчку не можешь придумать. Хочется, чтобы было очень просто, и мысль очень точно выражалась. А это как раз и есть самое сложное. Если начинаешь уходить в заросли словоблудия, то рифма есть, а толку нет.
- Кто-то видит вас музыкантом, кто- то поэтом, а каким вы сами себя видите со стороны?
- Обычным. Музыканты, поэты - это все от неправильного ощущения. Людям кажется, что человек, который поет песню, и есть исходная точка этих произведений. А на самом деле он является всего лишь проводником. И я себя позиционирую как проводника. Тут не нужно из себя что- то великое изображать, потому что этот канал попросту могут перекрыть. Так же, как дали, так же и обратно возьмут. Поэтому нужно эту способность нести в себе и стараться беречь, делать все правильно.
- Какие планы на будущее?
- Пока желания становиться на конвейер нет. Песни рождаются медленно и очень мучительно. Надеюсь, к питерскому концерту, который будет 15 октября, песню соберем.
- И напоследок, что бы вы хотели пожелать читателям нашей газеты и вообще всем военным морякам?
- Быть начеку! Граница рядом! И успехов всем защитникам Родины!
- Спасибо за беседу! Её вёл Андрей Омельченко.