Игорь Растеряев: Русская дорога

okopka.ru  Фарукшин Раян, 05.02.2013 год.




Пару лет назад страну, самую негламурную ее часть, подорвала "Песня про комбайнеров", под гармошку и в реальных деревенских декорациях лихо исполненная Игорем Растеряевым, малоизвестным артистом из питерского театра "Буфф".

 

Песня, выросшая из быта волгоградских хуторов, родины его отца и места жительства друзей детства, близка и понятна и для горожан, и для жителей глубинки. Патриотичная лирика, искренняя мелодия гармони и немудреные истории о трудной жизни сельских работяг сложили образ новой знаменитости - парня из соседнего двора...

 

Сегодня его берущие за душу песни, песни о простых людях и о родной земле, стали поистине общенародными. Я слышал, как "Георгиевскую ленточку", вышагивая по непыльной дороге одной из республик Северного Кавказа, бубнит себе под нос молодой офицер спецназа. Припев "Русской дороги", песни о разговоре природы с нашими войсками, в качестве рингтона на телефон установил мой близкий друг - подполковник воздушно-десантных войск. Другой мой товарищ, герой множества специальных мероприятий и операции по принуждению Грузии к миру, по причине обмытия заслуженной награды заложив сто грамм за воротник, не постеснялся выйти к микрофону и исполнить в переполненном разным людом столичном кафе песню "Про Юру Прищепного". Не это ли признак народности и признания, когда твои песни поют в любой обстановке и в любом городе нашей необъятной Родины?

 

 - Игорь, расскажи об истории возникновения твоих патриотических песен "Про Юру Прищепного", "Георгиевская ленточка", "Русская дорога". Откуда в твоем творчестве непопулярная ныне тема любви к Родине и уважения к истории?

 

  Сам я никак не связан с силовыми структурами и Вооруженными силами, даже срочную в армии не служил. Я всю жизнь играю на гитаре и гармошке, рисую книжки и пытаюсь что-то сочинять, поэтому я абсолютно мирный товарищ, сугубо гражданская личность. Зато все мои предки по отцу были военными. Все без исключения, потому что были казаками. Очень опасные и профессиональные ребята были, как я догадываюсь, типа сегодняшних спецназовцев. Владели оружием в совершенстве, умели маскироваться и намять противнику бока могли как следует. И лошади у них были умные и выученные.

 

  Как-то раз мой прадед, донской казак, в Гражданскую войну возвращался из разведки и первым увидел в степи вражеский разъезд. Разъезд шел в сумерках прямо на него и прадед понял, что он не сумеет ни принять бой, ни ускакать незамеченным. Видимо, их гораздо больше было или конь был уставшим, я не знаю, но факт в том, что он соскочил с дороги в балку и закопался с конем в глубокий снег. Разъезд прошел почти у них над головами и ничего не заметил, лошади противника всхрапывали и ржали, и лошадь прадеда, конечно, тоже хотела всхрапывать и ржать из-под снега, но молчала, лежала, не шевелясь, потому что ей так было приказано. Что касаемо дня сегодняшнего, то мой родной дядя - полковник запаса - преподает в Калининграде в военном университете.

 

 Что касается темы любви к Родине в моем творчестве, то скажу честно, тут не все зависит от меня. Все темы песен мне диктует инструмент - гармошка, и песня обычно создается так: сначала совершенно случайно придумываешь какую-нибудь мелодию, просто так, сидя в машине, или идя по улице, напеваешь какую-нибудь глупость просто от скуки. Слова и темы в этих импровизированных песнях обычно очень далеки от патриотических, они из разряда "что вижу, то пою". Если мелодия нравится, слова "выкидываются", а мелодия подбирается на гармошке и в процессе подборки обрастает какими-то проигрышами и приемами, но в целом не меняется. И вот тут-то и происходит самое удивительное. Дело в том, что какая бы мелодия изначально ни была, пройдя через гармошку, все получается про русскую дорогу, про тоску, боль в сердце и Отечество. Дальше просто нужно слушать гармошку и понимать, про что конкретно она тебе рассказывает. Гармошка - самый патриотичный инструмент, я ее слушаю и выполняю ее рекомендации. Все это Божий промысел.

 

  В "Георгиевской ленточке" есть эпизод про бабушку, которая не выбрасывала крошки. Я из своего детства помню, как дед после еды сгребал крошки со стола и засыпал в рот. У тебя тоже есть такие воспоминания? Как Великая Отечественная коснуласьтвоей семьи?

 

  Если говорить про родственников со стороны отца, то коснулась относительно несильно. Прадед был уже старым, поэтому не воевал. Дед работал экскаваторщиком на заводе на Урале, в Златоусте, если я не путаю. Бабушка работала в колхозе, рыла на Дону противотанковые рвы, возила на быках пшеницу, но и ей повезло больше, чем ее ровесницам, она была грамотной и поэтому в основном была учетчицей, а ее неграмотные подруги работали на тракторах и многие застудились и рано умерли. Двоюродные деды воевали, но, повезло, все вернулись живыми.

 

  Гораздо сильнее война прошлась по родственникам по материнской линии. Прадед - финн. Но в финскую войну командиром лыжного батальона воевал против финнов, за страну, в которой жил. А с немцами его воевать не взяли, потому что финн. Умер в блокаду, похоронен на центральной аллее Пискаревского кладбища, о чем мы узнали спустя полвека, когда издалась Книга памяти. Его брат пропал без вести в боях под Ленинградом, а сестру в 24 часа выслали в Сибирь. Прабабушка во время бомбежки получила тяжелое увечье, ее родной брат воевал и умер от ран в военном госпитале Кронштадта.

 

  Моя "...ленточка" о том, что самое страшное событие в истории человечества замывается временем, остаётся в виде значка на антенне автомобиля, концерта по телевизору и пары мифов о том событии. Я из того последнего поколения, кто лично успел пообщаться с героями Великой войны, и должен об этом рассказать.

 

 - Расскажи о Юре Прищепном, что вас связывает?

 

   Юра Прищепный - мой ровесник, жил на хуторе Субботин Волгоградской области. Во время второй чеченской кампании попал служить в разведку, в элитные войска, где летучая мышь на эмблеме.

 

 27 мая 2001года разведчики выполняли боевые задачи в Веденском ущелье и попали в засаду бандитов. В перестрелке Юру тяжело ранили, но он, будучи пулеметчиком, продолжал вести бой и, стреляя из пулемета с одной руки, заставил боевиков залечь, кого-то даже навсегда. А когда увидел, что враг подошел совсем близко к его позиции, вызвал по рации огонь товарищей на себя. Юрий погиб, но не отступил, не сдался. За этот подвиг в хуторе Субботин назвали улицу в его честь. А потом приехали чиновники и отобрали у отца Юрину посмертную пенсию, потому что его отец воевал в Афганистане, а военный пенсионер не может получать две военные пенсии, как-то так он мне объяснил, когда мы с друзьями приехали в Субботин просить разрешения петь про его сына и снимать ролик для интернета. Лично мы с Юрием Прищепным особенно дружны не были, и это вполне объяснимо. Между нашей Раковкой и его Субботиным целых 25 километров, а это огромное расстояние для деревенских пацанов, у которых в баке "Минска" или "Явы" вечно нет бензина, и особенно не покатаешься по гостям. Помню даже наоборот, он дружил с физруками из пионерского лагеря "Салют" в Глинище, а наша компания нет, потому что мы приходили на танцы из леса в фуфайках и распугивали пионеров. Но это была совсем другая жизнь, не имеющая отношения ни к подвигу, ни к войне, это было прекрасное детство.

 

 Сам я на Северном Кавказе не был, если не считать концерта в одном городе Ставропольского края, где мое выступление согласовывали в местном ФСБ. Организаторов вызвали и сказали: "Что это за Растеряев? Он что - фашист? Что это еще за "Русская дорога"? Почему именно Русская?" И этот разговор был в России, даже не в национальной республике, заметьте! И еще могу сказать: я и на Ставрополье, и в Ростове почувствовал и увидел некую накаленность людей в национальном вопросе, готовность к мобилизации в кратчайшие сроки. Это идет в полный разрез с благостными репортажами по телевизору, и эту проблему необходимо решать.

 

  - Села, а вместе с ними самобытная их культура исчезают?

 

  - У моего прадеда, Егора Васильевича, есть фотография, которая отражает, как мне кажется, всю суть Сталинградской битвы. Сделана она после войны, и нет там ни танков, ни солдат. Просто сидят будущие председатели колхозов в белых косоворотках, а внизу голое поле, маленький одинокий домик, а вокруг до горизонта идут трамвайные пути. На доме написано "Сталинградская сельскохозяйственная академия". Война все разрушила, и первым делом построили "академию", чтобы село поднять. И ведь поднять сумели!

 

  Сегодня из сел, хуторов, где есть работа, дороги, газ, школа и прочие минимальные социальные учреждения, молодежь массово не уезжает. В Раковке, например, остались многие мои ровесники, хотя если сравнивать с советскими годами, то за последнее время там все развалили, разбазарили. А в хуторах, где нет работы, магазина, дороги, кто же сможет выжить? Вот и бегут люди. Мне иногда кажется, что вся эта антидеревенская политика - это глобальный заговор по очистке нашей огромной территории от коренного населения для заселения инородцами, чужаками. По крайней мере, выглядит это так.

 

  Однако, думаю, на "деревенской" теме не стоит спекулировать, как и не нужно делать легенды из моего творчества. Это в кино сегодня можно увидеть одетый в рваньё вечно полупьяный хуторской люд. В реальности селяне - самодостаточные и очень умные, сметливые, работящие люди. Иначе там не проживешь.

 

  Россия на грани вымирания или в шаге от возвращения позиций лидера мирового сообщества? Каким видишь будущее России?

 

  - Как-то я спросил у своего архангельского друга дяди Саши Потапова, какое качество русских он считает основным? Он подумал и ответил: "Способность восставать из пепла". Я с ним согласился. Поэтому, не смотря ни на что, я расцениваю наши перспективы позитивно. Ведь в той же Европе уже все сделано. Все тепленько, комфортненько и отлажено. Это прекрасно, но непонятно, куда они пойдут дальше, и не закиснут ли в этой благости. Нам такое закисание не грозит, у нас чище воздух и отношения между людьми чище. И путь из разоренных до основания хуторов и брошенных полей только один - к хорошему.

 

 Дорогие спецназовцы, мужики! Добра вам, военной удачи и Божьего присутствия!