Гарик, ученик Володи

Журнал "Кто главный", г.Ростов-на-Дону. Рубрика "Двойной портрет".
Ноябрь 2011г. Текст Ларисы Кружалиной

 

"ГЛАВНЫЙ" ПРЕДЛОЖИЛ АКТЕРУ, АВТОРУ И ИСПОЛНИТЕЛЮ СВОИХ ПЕСЕН ИГОРЮ РАСТЕРЯЕВУ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ, ЗАДАННЫЕ 35 ЛЕТ НАЗАД ВЛАДИМИРУ ВЫСОЦКОМУ

 

 

 

КТО ТАКОЙ.

Игорь Растеряев родился в Ленинграде в 1980 году. Закончил Санкт-Петербургскую академию театрального искусства. Сегодня работает в питерском театре «Буфф». Популярность Игорю Растеряеву принесла собственная песня «Про комбайнёров». Видеозапись, выполненная на мобильный телефон, была размещена на портале YouTube в феврале 2010 года. По состоянию на конец сентября 2011 года, первоначальный ролик на YouTube просмотрен более 2,6 миллиона раз, став одним из наиболее успешных видео в Рунете. Всего же видеоролики с песнями в исполнении Растеряева собрали только на YouTube на конец сентября 2011 боллее 10 миллионов просмотров. В июле 2011 года Игорю была присуждена независимая музыкальная премия "Степной волк" в номинации «Нечто». 10 июля выступил на главной сцене рок-фестиваля "Нашествие".


У ваших песен есть еще одна замечательная особенность: вы прибегаете в них к юмору.


Владимир Высоцкий:

Да, конечно. Я люблю, когда публика смеется... Это не только смешно. И всегда... Я всегда беру, обязательно, что­бы там была очень серьезная тема. Например, у меня есть песня, которая называется «Боксер». Боксер, который на ринге сража­ется с большим очень боксером, партнером своим. Он поет: «Я не драчун. Я не люблю драться. Я с детства не люблю бить человека по лицу. И я отношусь к боксу как к спорту... Но мой противник об этом совсем забыл, он думает, что это драка». Это смешно и груст­но одновременно. Вот.

 

Игорь Растеряев:

Сразу хочу оговориться - отвечать на вопросы рядом с Влади­миром Семеновичем мне еще не приходилось. И сразу гово­рю, любые параллели и сравнения сам считаю безумными и неприемлимыми, ибо Высоцкий - это та глыба и основа, на ко­торой я вырос, наравне с Шевчуком. В общем, в самом нача­ле разговора низко кланяюсь Владимиру Семеновичу. Теперь про юмор. Песен с юмором у меня немного. Это, кстати, для са­мого меня забавно, так как в быту я человек довольно веселый . Четко выраженный юмор прослеживается в раннем творче­стве в песнях "Каючина", "Лина и Даша" и "Мозгодротка". Пес­ни писались для друзей, и были посвещены общению с проти­воположным полом. Песня "Комбайнеры" тоже с юмором, вроде бы, хотя, например, Вова Буравлев (комбайнер из интернет-ро­лика), судя по видеозаписи, не очень веселился, а скорее при­задумался. А последующие... Может, там и есть какой-то юмор , я не знаю. Наверное, что-то можно найти . Скажу только, что ни­кого смешить не собирался, хочется просто четко и кратко вы­разить мысль. А ощущение веселости,возможно, дает гармошка.

 

Как реагирует публика на ваши песни?


Владимир Высоцкий:

Советская публика очень любит и шуточные, и серьезные песни. Когда я пою, она реагирует лучше, с удовольствием и очень бур­но, когда я пою веселые песни. Но когдая читаю во время кон­цертов записки — то меня просят петь серьезные песни. А реаги­руют лучше на смешные песни.

 

Игорь Растеряев:

Везде , где посчастливилось побывать , очень тепло. Люблю стоячие площадки - люди совсем рядом, и получается полное единение . Бывает, очень внимательно и сдержанно слушают - если поешь в организованных коллективах. Например, матросам срочной службы в Кронштадте или поисковикам в синявинском лесу. Помню, поисковики начали вставать на "Георгиев­ской ленточке". Сначала один поднялся , потом вдруг второй ... Очень сильное ощущение.

 

Вы актер. Почему вы избрали именно исполнение песен, а не что-либо другое - ведь у вас была возможность самовыразиться на сцене?


Владимир Высоцкий:

Я понял. Я играю очень хорошие роли: Гамлет, Галилей... Но текст, который я произношу со сцены, не мой. Вот почему я пишу стихи на протяжении двадцати лет. Когда же я услышал другого русского певца, который сам пишет тексты и музыку, и исполня­ет свои песни — это был Окуджава, — я тоже решил писать пес­ни. У меня получилось. И сейчас мои песни — это половина моей жизни в искусстве. Это так же серьезно, как моя работа в теат­ре и кино. Я хочу сказать в своих песнях то, что я не договорил на сцене.

 

Игорь Растеряев:

На сцене я и так самовыражаюсь. Вот скоро елки . Буду играть Буратино. Компания в этом году подобралась подходящая - Буратино, Дед Мороз, Снегурочка, Женщина-Сказка, Алиса и Д ,Ар- таньян! Самовыражайся - не хочу. А песни - это просто совсем другая история - авторская. Я вообще больше тяготею к ав­торской деятельности. И на театральной сцене и когда с гар­мошкой.

 

Хотелось бы узнать, как власти вашей страны реагируют на та­кого рода песни и на то, что вы выходите за пределы отведен­ного вам поля деятельности - театра?


Владимир Высоцкий:

По-разному. По-разному. Потому что, как я вам уже сказал, я имею и диски, и имею возможности писать и для кино, и для те­атра. Но песни, которые я пишу, они не... Ну, как вам сказать? Со­всем не похожи на то, что поют многие-многие певцы у нас. Это прежде всего — поэзия, которая... которую я кладу на музыку, для того, чтобы еще больше доходил смысл. И конечно, при по­мощи исполнения, как я могу, я еще пытаюсь усилить эффект от поэзии. И у нашего начальства, которое занимается культурой, нет при­вычки к авторской песне, хотя во всем мире поют авторы свои песни. И поэтому, конечно, меня каким-то образом критикуют и за то, что я — якобы — не обладаю вокалом привычным... Они говорят, что я постоянно кричу. И еще они говорят, что «это не темы для песен», которые я пою. Но время от времени я выпу­скаю пластинки, работаю в кино как автор своих песен, и дела идут... мало-помалу.

 

Игорь Растеряев:

Так получилось, что ничего ярко обличительно-оппозицион­ного в моих песнях нет. Вообще не хочется никого ругать, об­личать, не хочется никакого зла и агрессии пускать в твор­чество. Мне, кстати, и в быту это не свойственно. Песни пи­шутся про то, что я сам видел , пережил , про что думал все свои 30 лет. Если говорить про отношение власти к песням , то оно скорее положительное, так же как и отношение к песням не власти. Звали и на Красную площадь выступать , и в Кремль - я не пошел, потому что там пришлось бы играть не по моим установкам и правилам, а я этого не хочу. Любой концерт для меня - это целостное погружение в свой мир, где песни обвя­заны историями и общением с людьми, а выдергивать из это­го мира по одной песне и ощипывать ее под формат меро­приятия, убирать неудобные слова, добавлять нужные инстру­менты и фонограммы. Кому и зачем это нужно? Телевидиние и большинство радио реагируют на творчество весьма про­хладно. Если зовут - то на какие-то социальные передачи, что мне не очень интересно. Вот если бы первый канал сказал: "Гарик! Даем тебе полчаса эфира без всякого ток-шоу и прочей форматной мурильи, просто приди в студию, спой песни лю­дям как они есть, поговори так нормально по-живому, чтобы там, где нет Интернета, тебя тоже могли услышать", я просто был бы счастлив. Но пока такого нет.

 

У песни есть преимущество перед театром и кино. Даже если у вас нет возможности исполнять ваши песни для широкой публики, вы можете петь их для себя и в кругу друзей.


Владимир Высоцкий:

Ну, я пою свои песни для широкой публики... Потому что меня... Это такие «встречи», куда меня приглашают. Есть много слуша­телей... Но я не пою на сцене, с оркестром...

 

Игорь Растеряев:

Этим я и занимался с детства. Все же и пошло из Раковки (есть такая деревня - "Главный"). С шести лет пел у бабушки во дворе, качаясь на качелях. По часу, по два. Потом у магазина с пацана­ми после танцев . Там концерты длились часов до пяти . И ро­лик "Комбайнеры" - это же тоже песня другу .

 

Какой вопрос вы бы хотели задать самому себе?


Владимир Высоцкий:

Я вам скажу... Может быть, я ошибусь... Сколько мне еще оста­лось лет, месяцев, недель, дней и часов творчества? Вот такой я хотел бы задать себе вопрос. Вернее — знать на него ответ.

 

Игорь Растеряев:

Вот сейчас задаю себе вопрос, зачем в ноябре взял Комсомольск-на-Амуре. На следующий день после Хабаровска. Там один перелет 8 часов, можно с ума сойти, плюс акклиматизация. А с другой стороны, когда еще туда попаду, может быть, поболь­ше людей песни услышат. Значит, придется выдержать.