Архив
Гарик, ученик Володи
Журнал "Кто главный", г.Ростов-на-Дону. Рубрика "Двойной портрет".
Ноябрь 2011г. Текст Ларисы Кружалиной
"ГЛАВНЫЙ" ПРЕДЛОЖИЛ АКТЕРУ, АВТОРУ И ИСПОЛНИТЕЛЮ СВОИХ ПЕСЕН ИГОРЮ РАСТЕРЯЕВУ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ, ЗАДАННЫЕ 35 ЛЕТ НАЗАД ВЛАДИМИРУ ВЫСОЦКОМУ
КТО ТАКОЙ.
Игорь Растеряев родился в Ленинграде в 1980 году. Закончил Санкт-Петербургскую академию театрального искусства. Сегодня работает в питерском театре «Буфф». Популярность Игорю Растеряеву принесла собственная песня «Про комбайнёров». Видеозапись, выполненная на мобильный телефон, была размещена на портале YouTube в феврале 2010 года. По состоянию на конец сентября 2011 года, первоначальный ролик на YouTube просмотрен более 2,6 миллиона раз, став одним из наиболее успешных видео в Рунете. Всего же видеоролики с песнями в исполнении Растеряева собрали только на YouTube на конец сентября 2011 боллее 10 миллионов просмотров. В июле 2011 года Игорю была присуждена независимая музыкальная премия "Степной волк" в номинации «Нечто». 10 июля выступил на главной сцене рок-фестиваля "Нашествие".
У ваших песен есть еще одна замечательная особенность: вы прибегаете в них к юмору.
Владимир Высоцкий:
Да, конечно. Я люблю, когда публика смеется... Это не только смешно. И всегда... Я всегда беру, обязательно, чтобы там была очень серьезная тема. Например, у меня есть песня, которая называется «Боксер». Боксер, который на ринге сражается с большим очень боксером, партнером своим. Он поет: «Я не драчун. Я не люблю драться. Я с детства не люблю бить человека по лицу. И я отношусь к боксу как к спорту... Но мой противник об этом совсем забыл, он думает, что это драка». Это смешно и грустно одновременно. Вот.
Игорь Растеряев:
Сразу хочу оговориться - отвечать на вопросы рядом с Владимиром Семеновичем мне еще не приходилось. И сразу говорю, любые параллели и сравнения сам считаю безумными и неприемлимыми, ибо Высоцкий - это та глыба и основа, на которой я вырос, наравне с Шевчуком. В общем, в самом начале разговора низко кланяюсь Владимиру Семеновичу. Теперь про юмор. Песен с юмором у меня немного. Это, кстати, для самого меня забавно, так как в быту я человек довольно веселый . Четко выраженный юмор прослеживается в раннем творчестве в песнях "Каючина", "Лина и Даша" и "Мозгодротка". Песни писались для друзей, и были посвещены общению с противоположным полом. Песня "Комбайнеры" тоже с юмором, вроде бы, хотя, например, Вова Буравлев (комбайнер из интернет-ролика), судя по видеозаписи, не очень веселился, а скорее призадумался. А последующие... Может, там и есть какой-то юмор , я не знаю. Наверное, что-то можно найти . Скажу только, что никого смешить не собирался, хочется просто четко и кратко выразить мысль. А ощущение веселости,возможно, дает гармошка.
Как реагирует публика на ваши песни?
Владимир Высоцкий:
Советская публика очень любит и шуточные, и серьезные песни. Когда я пою, она реагирует лучше, с удовольствием и очень бурно, когда я пою веселые песни. Но когдая читаю во время концертов записки — то меня просят петь серьезные песни. А реагируют лучше на смешные песни.
Игорь Растеряев:
Везде , где посчастливилось побывать , очень тепло. Люблю стоячие площадки - люди совсем рядом, и получается полное единение . Бывает, очень внимательно и сдержанно слушают - если поешь в организованных коллективах. Например, матросам срочной службы в Кронштадте или поисковикам в синявинском лесу. Помню, поисковики начали вставать на "Георгиевской ленточке". Сначала один поднялся , потом вдруг второй ... Очень сильное ощущение.
Вы актер. Почему вы избрали именно исполнение песен, а не что-либо другое - ведь у вас была возможность самовыразиться на сцене?
Владимир Высоцкий:
Я понял. Я играю очень хорошие роли: Гамлет, Галилей... Но текст, который я произношу со сцены, не мой. Вот почему я пишу стихи на протяжении двадцати лет. Когда же я услышал другого русского певца, который сам пишет тексты и музыку, и исполняет свои песни — это был Окуджава, — я тоже решил писать песни. У меня получилось. И сейчас мои песни — это половина моей жизни в искусстве. Это так же серьезно, как моя работа в театре и кино. Я хочу сказать в своих песнях то, что я не договорил на сцене.
Игорь Растеряев:
На сцене я и так самовыражаюсь. Вот скоро елки . Буду играть Буратино. Компания в этом году подобралась подходящая - Буратино, Дед Мороз, Снегурочка, Женщина-Сказка, Алиса и Д ,Ар- таньян! Самовыражайся - не хочу. А песни - это просто совсем другая история - авторская. Я вообще больше тяготею к авторской деятельности. И на театральной сцене и когда с гармошкой.
Хотелось бы узнать, как власти вашей страны реагируют на такого рода песни и на то, что вы выходите за пределы отведенного вам поля деятельности - театра?
Владимир Высоцкий:
По-разному. По-разному. Потому что, как я вам уже сказал, я имею и диски, и имею возможности писать и для кино, и для театра. Но песни, которые я пишу, они не... Ну, как вам сказать? Совсем не похожи на то, что поют многие-многие певцы у нас. Это прежде всего — поэзия, которая... которую я кладу на музыку, для того, чтобы еще больше доходил смысл. И конечно, при помощи исполнения, как я могу, я еще пытаюсь усилить эффект от поэзии. И у нашего начальства, которое занимается культурой, нет привычки к авторской песне, хотя во всем мире поют авторы свои песни. И поэтому, конечно, меня каким-то образом критикуют и за то, что я — якобы — не обладаю вокалом привычным... Они говорят, что я постоянно кричу. И еще они говорят, что «это не темы для песен», которые я пою. Но время от времени я выпускаю пластинки, работаю в кино как автор своих песен, и дела идут... мало-помалу.
Игорь Растеряев:
Так получилось, что ничего ярко обличительно-оппозиционного в моих песнях нет. Вообще не хочется никого ругать, обличать, не хочется никакого зла и агрессии пускать в творчество. Мне, кстати, и в быту это не свойственно. Песни пишутся про то, что я сам видел , пережил , про что думал все свои 30 лет. Если говорить про отношение власти к песням , то оно скорее положительное, так же как и отношение к песням не власти. Звали и на Красную площадь выступать , и в Кремль - я не пошел, потому что там пришлось бы играть не по моим установкам и правилам, а я этого не хочу. Любой концерт для меня - это целостное погружение в свой мир, где песни обвязаны историями и общением с людьми, а выдергивать из этого мира по одной песне и ощипывать ее под формат мероприятия, убирать неудобные слова, добавлять нужные инструменты и фонограммы. Кому и зачем это нужно? Телевидиние и большинство радио реагируют на творчество весьма прохладно. Если зовут - то на какие-то социальные передачи, что мне не очень интересно. Вот если бы первый канал сказал: "Гарик! Даем тебе полчаса эфира без всякого ток-шоу и прочей форматной мурильи, просто приди в студию, спой песни людям как они есть, поговори так нормально по-живому, чтобы там, где нет Интернета, тебя тоже могли услышать", я просто был бы счастлив. Но пока такого нет.
У песни есть преимущество перед театром и кино. Даже если у вас нет возможности исполнять ваши песни для широкой публики, вы можете петь их для себя и в кругу друзей.
Владимир Высоцкий:
Ну, я пою свои песни для широкой публики... Потому что меня... Это такие «встречи», куда меня приглашают. Есть много слушателей... Но я не пою на сцене, с оркестром...
Игорь Растеряев:
Этим я и занимался с детства. Все же и пошло из Раковки (есть такая деревня - "Главный"). С шести лет пел у бабушки во дворе, качаясь на качелях. По часу, по два. Потом у магазина с пацанами после танцев . Там концерты длились часов до пяти . И ролик "Комбайнеры" - это же тоже песня другу .
Какой вопрос вы бы хотели задать самому себе?
Владимир Высоцкий:
Я вам скажу... Может быть, я ошибусь... Сколько мне еще осталось лет, месяцев, недель, дней и часов творчества? Вот такой я хотел бы задать себе вопрос. Вернее — знать на него ответ.
Игорь Растеряев:
Вот сейчас задаю себе вопрос, зачем в ноябре взял Комсомольск-на-Амуре. На следующий день после Хабаровска. Там один перелет 8 часов, можно с ума сойти, плюс акклиматизация. А с другой стороны, когда еще туда попаду, может быть, побольше людей песни услышат. Значит, придется выдержать.